Владимир Путин собирается пересадить чиновников на автомобили из ЕЭП
Госслужащим и работникам финансируемых из бюджета предприятий отныне придется ездить по служебным нуждам на автомобилях, произведенных в России, Белоруссии и Казахстане. Такой подарок производителям сделал вчера премьер-министр Владимир Путин. Предполагается, что это спасет их от конкурентов после вступления в ВТО.
Один из новых автомобилей, которые можно будет использовать, скажем, для коммерческих перевозок на госпредприятиях, вчера премьер увидел лично, побывав в Тольятти на презентации универсала повышенной вместимости "Лада Ларгус". Путин поздравил всех, кто работал над этой версией автомобиля. В краткой речи он констатировал, что российский автопром превысил докризисный уровень продаж, занял второе место в Европе и четвертое в мире. А продукция АвтоВАЗа занимает четверть отечественного рынка. Расписавшись на капоте "Ларгуса", который теперь отправится в музей, премьер пообещал рабочим, что государство и дальше будет поддерживать завод.
До 2020 года инвестиции в развитие производства составят около 169 млрд рублей. "Это значит, что у АвтоВАЗа отличное будущее", - предсказал Путин.
Грядущее же российского автопрома в свете вступления в ВТО казалось не столь безоблачным. Но на совещании премьер-министр дал понять: все не так уж страшно.
Он констатировал рост во всех сегментах автомобильной промышленности по итогам года. Производство легковых автомобилей превысило 1,7 миллиона штук - это рекорд в истории автопрома страны, а объем продаж на отечественном рынке - около 2,8 миллиона автомобилей. "Даже кризис не перечеркнул проекты по развертыванию в России новых автомобильных производств", - заявил премьер. По стратегии развития автомобильной промышленности к 2020 году планируется увеличить производство автомобилей до 4 миллионов штук, из них легковых - до 3 миллионов. "Мы должны сделать все, чтобы отечественная автомобильная промышленность устойчиво развивалась", - подчеркнул председатель правительства. Он заверил, что условия заключенных соглашений по промсборке до июля 2018 года меняться не будут, а снижение импортных пошлин (одно из требований ВТО) растянется на несколько лет.
"Будем использовать целый арсенал тонкой гибкой поддержки всех производителей, работающих в России", - пообещал премьер отраслевикам.
Еще одно важное дело - защита рынка от автохлама. Это важно и для экологии, и для безопасности движения, подчеркнул премьер.
Нужно двигаться к дифференцированным ставкам транспортного налога и ОСАГО, заметил Путин. При этом все эти действия не должны затронуть граждан, только предприятия.
"Ставки необходимо рассчитывать в зависимости от возраста автомобиля", - пояснил председатель правительства. Он анонсировал постепенный уход от взимания транспортного налога, который будет заменен на экологический сбор. Но главный сюрприз для отечественных производителей премьер приберег на потом. "Все органы государственной и муниципальной власти, заказчики и предприятия, финансируемые из бюджета, должны в самое ближайшее время покупать только автомобильную технику, производимую на территории РФ и Единого экономического пространства", - заявил он.
Путин оговорился, что нормам ВТО это не противоречит: в ходе переговоров удалось договориться, что госзакупки будут регулироваться внутрироссийскими правилами.
Помимо этого, автозаводы, "последовательно и жестко исполняющие свои инвестиционные планы", получат компенсации от государства. Ведь они берут серьезные займы, и их обслуживание очень затратно. Госказна возместит часть расходов по кредитам, привлеченным до 2014 года включительно. Компенсации будут предоставляться до 2020 года.
Участники совещания серьезно озаботились и устаревающим автобусным парком - свыше половины машин старше 15 лет. Премьер предложил дополнительные субсидии регионам - в случае перевода общественного транспорта на газ. На эти цели предполагается выделить 3,5 миллиарда рублей. Путин был не прочь и ограничить срок эксплуатации грузовиков и автобусов этими самыми 15 годами - такое предложение поступило в ходе заседания.
- Позвольте короткую реплику, - раздался голос представителя "Гринписа". По соответствующей программе утилизировано только 2 процента старых авто, посетовал он, предложив ввести утилизационный залог с производителей. Премьер счел предложение цивилизованным: "Во многих странах такие сборы введены. Не вижу никаких препятствий, чтобы ввести такой утилизационный сбор и в России". Он будет распространяться и на иностранных, и на отечественных производителей, но последних государство собирается поддержать и по этому направлению. Минпромторг готов согласовать предложения до конца месяца.
Участие представителей "Гринписа" в совещании по развитию автомобильной отрасли закономерно. Вопросы экологии в Самарской области стоят очень остро. Еще в середине марта здесь побывал президент Дмитрий Медведев. В рамках визита главы государства прошло совещание по экологии, в котором также приняли участие члены президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека. Место проведения экосовещания было выбрано не случайно: на территории Самарской области работает около 120 тысяч предприятий, деятельность которых наносит вред окружающей среде. Но только три из них, согласно рейтингу организации "зеленый патруль", вошли в сотню самых главных загрязнителей. Вопросы безопасности окружающей среды стали основной темой встречи Дмитрия Медведева и Владимира Артякова. Президент поддержал природоохранную программу Самарской области. На вчерашней же встрече Владимира Путина с Артяковым экологии не касались - глава региона отчитался об устойчивом росте промпроизводства. Выросли и личные доходы населения - примерно на 16 процентов. Средняя зарплата по области составила 18,6 тысячи рублей. К реализации программы по модернизации здравоохранения также особых нареканий нет, сообщил Артяков.
Эта модель первая для отечественного автопрома во всем. Это первая машина, на которой в штатной комплектации есть подушки безопасности. Причем подушка безопасности переднего пассажира может отключаться. В комплектацию базовой модели войдет АБС, кондиционер, а также появится новинка для отечественных автопроизводителей - регулировка сидений по высоте.
Также автомобиль будет укомплектован системой крепления детских кресел Isofix - хорошая вещь для тех, кто заботится о безопасной перевозке детей.
Автомобиль будет выпускаться в двух версиях: пяти- и семиместный.
Вариаций двигателей тоже будет два. Оба объемом
1,6 литра, но один 16-клапанный мощностью 105 л.с., второй 8-клапанный мощностью 90 л.с.
Для производства новой модели был практически с нуля построен новый конвейер. Платформу нового автомобиля разработал Nissan-Renault. За основу был взят Renault Logan. Даже во внешнем виде это сходство сохранилось. Выпуск новинки будет долгожданным для многих. Модель из числа бюджетных, ее ориентировочная стоимость в минимальной комплектации 320 тысяч рублей.
Подготовил Владимир Баршев